Главная Связаться с нами Карта сайта
Главная страница Главная страница
Главная страница О журнале
Главная страница Архив
Главная страница Последний номер
Главная страница Новости
Главная страница Подписка
Главная страница Угол зрения
Главная страница Резонанс
Главная страница Калейдоскоп
Главная страница Культурный фронт
Главная страница Гостевая книга
Главная страница Авторы
Главная страница Контакты
Главная страница РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Главная страница Копилка
Главная страница Реклама
Институт национальной стратегии реформ Институт национальной стратегии реформ
Об институте
Деятельность института
Материалы «круглых столов» и семинаров
ТРИБУНА
ТРИБУНА — КУЛЬТУРА
ТРИБУНА — ИСТОРИЯ
Главная страница
Главная страница » Резонанс » В. Платонов. У вас нет демократии? Тогда мы...

В. Платонов
У вас нет демократии? Тогда мы идем к вам!

США активно наращивают свое военное присутствие в Африке
Начало 2008 года довольно неожиданно для мирового сообщества ознаменовалось резким обострением военно-политической ситуации в ряде африканских стран. В конце января кровопролитные бои с применением тяжелого вооружения между правительственными войсками и повстанцами вспыхнули в столице Чада Нджамене.

Немногим ранее после перевыборов президента Кибаки начались массовые беспорядки в Кении, которые привели к появлению тысяч беженцев по всей стране, многочисленным погромам, убийствам, преследованиям представителей других племен...

При этом многочисленные международные СМИ, в том числе известная своей непредвзятостью "Би-би-си", не перестают с удивлением и "сожалением" говорить о том, что такая "стабильная" страна "вдруг" оказалась ввергнута в хаос. Учитывая тот факт, что в настоящее время хаос распространяется и по некоторым другим странам Африки, имеет смысл попытаться понять, почему это происходит и кому это выгодно.

Факты

Наблюдательные политики напрямую связывают сегодняшние события на африканском континенте с тем, что в феврале прошлого года президент Дж. Буш объявил о создании нового (шестого в ВС США) Африканского командования вооруженных сил США – АФРИКОМ (AFRICOM), которое с октября 2007 года уже начало частично функционировать.

В сферу действия новой структуры вошел весь африканский континент, за исключением Египта и Йемена, которые остались под началом Центрального командования, отвечающего за операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Создание Соединенными Штатами отдельного регионального командования, которое займется Африкой – несомненный показатель того значения, которое в Вашингтоне придают Черному континенту и его потенциалу.

Как заявляет американское руководство, новое командование создается с целью помощи в стабилизации обстановки в африканских странах, продвижения мира и безопасности. Кроме этого, командование будет "координировать работу Пентагона по поддержке правительственных программ США в Африке в областях дипломатии и развития".

Командующим АФРИКОМ стал генерал сухопутных войск Уильям Ворд, занимавший до этого пост заместителя командующего Европейским командованием США. Это не удивительно, поскольку именно на базе последнего и создано новое командование. Пока оно располагается в штабе Европейского командования в Штутгарте, ФРГ. В настоящее время в состав новой структуры входит 120 человек. До октября сего года штатную численность планируется довести до 800 военнослужащих, гражданских служащих и сотрудников по контракту.

Особенностью нового командования станет наличие в его штате не только сотрудников военного ведомства, но и четырех других важнейших министерств США – госдепартамента, агентства по международному развитию, министерств торговли и финансов. По планам Пентагона, Африканское командование вооруженных сил США станет полностью самостоятельным и начнет выполнять свои функции в полном объеме с 1 октября 2008 года.

Согласно заявлениям высокопоставленных представителей США приоритетной задачей АФРИКОМ является помощь Соединенных Штатов африканским странам в решении проблем региональной безопасности. Однако, как думается, у любого здравомыслящего человека должен возникнуть естественный вопрос: каким образом созданное американскими военными Африканское командование вооруженных сил США (курсив наш – Ред.) "станет помогать жителям континента укреплять деятельность органов государственной власти, совершенствовать систему здравоохранения и достигать намеченных целей экономического развития"?

Немудрено, что такой же вопрос стал возникать и у многочисленных руководителей африканских государств. Да так часто, что 14 ноября 2007 года конгресс США вынужден был провести специальные слушания по этому вопросу. Выступая перед сенаторами, исполняющий обязанности помощника государственного секретаря по военно-политическим вопросам Стивен Малл признал, что на встречах с руководителями из Африки и Европы он продолжает сталкиваться с "многочисленными неверными представлениями об АФРИКОМ" и вынужден давать разъяснения по таким вопросам как цель учреждения командования, его возможная структура и некоторым другим.

Вместе с Маллом на слушаниях в комитете по вооруженным силам Палаты представителей выступали первый заместитель министра обороны по политическим вопросам Райан Генри и командующий АФРИКОМ генерал армии Уильям Уорд. Они также пытались опровергнуть представление о том, что создание АФРИКОМ означает военную направленность внешней политики США по отношению к Африке и представляет собой попытку Соединенных Штатов увеличить свое военное присутствие на континенте. Генерал вынужден был оправдываться, утверждая, что, хотя Соединенные Штаты действительно ведут переговоры о возможном размещении штаба командования с несколькими африканскими странами, новых баз строиться не будет.

Ситуация складывалась для США так неблагоприятно, что на самом высоком уровне было принято решение о необходимомсти развертывания широкомасштабной пропагандисткой кампании, направленной на формирование в мире, прежде всего на Африканском континенте, благоприятного общественного мнения относительно создания нового военного командования ВС США.

Сначала в конце 2007 года в дело включилось Бюро международных информационных программ Государственного департамента США (бывшее ЮСИА – главный рупор американской внешнеполитической пропаганды), которое начало активно распространять материалы, посвященные опровержению многочисленной критики по поводу создания и деятельности АФРИКОМ.

Затем в бой вступила тяжелая артиллерия. В феврале 2008 года убеждать африканцев в необходимости существования и деятельности на их континенте военного командования США направился президент Дж. Буш. В ходе своей поездки по пяти странам Африки, в число которых вошли Бенин, Танзания, Руанда, Гана и Либерия, он пытался объяснить, "как новое Африканское командование участвует в реализации стратегии его администрации – поддерживать африканских лидеров в решении проблем Африки". При этом Буш неоднократно подчеркивал, что "мы не планируем создавать новые базы". Однако, тут же он не забывал уточнять, что "это не означает, что АФРИКОМ не захочет открыть свое представительство где-нибудь в Африке".

Почему же США так упорно рвутся в Африку? Неужели уже позади все проблемы Афганистана и Ирака? Почему "американская помощь в области развития" в различных регионах мира почти всегда начинается не с увеличения, например, поставок продовольствия и гуманитарных грузов, а с наращивания военного присутствия США? Каковы же истинные цели американской инициативы?

Несомненно, созданием Африканского командования Вашингтон преследует целый ряд важных стратегических целей, и, не в последнюю очередь, военных. С этой точки зрения формирование новой командной структуры в Африке снимет ряд задач с Центрального командования ВС США, которое получит возможность полностью сосредоточить свои усилия на обеспечении стабилизации обстановки в Ираке. Кроме того, этот шаг позволит Вашингтону заблаговременно создать на богатом природными ресурсами континенте развитую военную инфраструктуру и усилить здесь свое военное присутствие.

По мнению ряда высокопоставленных представителей Пентагона, новая структура позволит более эффективно осуществлять руководство военными операциями США на африканском континенте. В компетенции Африканского командования будут находиться вопросы оперативного реагирования на различные события, координация военных операций, прогнозирование и противостояние возможным угрозам, исходящим с африканского континента, обеспечение более тесного взаимодействия министерства обороны и гражданских властей, а так же развитие военного сотрудничества со странами Африки.

Можно не сомневаться, что в ближайшее время США будут увеличивать свое военное присутствие на африканском континенте. Хотя в ходе поездки по странам Африки президент США всячески опровергал слухи о том, что АФРИКОМ будет увеличивать численность американских войск на континенте.

Следует отметить, что в 2007 году США уже несколько раз бомбили юг Сомали, мотивируя это уничтожением боевиков "Аль-Каиды". При этом "традиционно" для военных операций США последнего времени это привело к гибели сотен местных жителей. Кроме того, сама операция Эфиопии в Сомали явно проходила при покровительстве США и была проведена в их стиле, неоднократно продемонстрированном на Ближнем Востоке – военное вторжение на территорию сопредельной страны без санкции ООН под предлогом поддержки законного правительства и защиты от терроризма.

Одновременно формирование АФРИКОМ скорее всего означает начало новой "африканской политики" США, которые таким образом пытаются ответить на активизацию других мировых политических центров силы на Черном континенте. Здесь прежде всего следует назвать Европу, которая в последнее время уделяет пристальное внимание развитию всесторонних отношений с африканскими странами, а также Китай и Индию, которые все громче заявляют о себе.

Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в ходе февральской поездки по странам африканского континента президент США неоднократно подчеркивал, что США не рассматривают Китай как своего главного соперника в Африке. На самом деле Пекин сегодня огромными темпами наращивает инвестиции в регион.

По прогнозам американских специалистов, объем двусторонней торговли Китая с Африкой в течение ближайших лет составит 100 млрд долларов США, а потребление Китаем добываемой на континенте нефти может достигнуть уровня 45 процентов. Учитывая, что Африка и так самый нестабильный континент в мире, усиление противоречий между США и Китаем и увеличение здесь американского военного присутствия неизбежно приведет к еще большему нарастанию напряженности в регионе.

Поскольку за военными действиями и приготовлениями практически всегда стоит экономика, можно с большой долей уверенности предположить, что главной целью усиления военного присутствия США в Африке является обеспечение экономических интересов Вашингтона, в первую очередь, интересов американских нефтяных компаний на континенте. Это подтверждается и словами вице-адмирала Боба Моуллера, вплотную занимающегося формированием АФРИКОМ, который в одном из недавних интервью отметил, что "во всем этом (создании нового командования) есть и энергетическая составляющая".

Созданием Африканского командования США четко обозначили новое направление своей экономической экспансии, которое может стать приоритетным уже в самом ближайшем будущем, заменив Ближний Восток, на котором Вашингтон испытывает серьезные трудности, связанные падением темпов добычи нефти и газа и неудачами в Ираке.

Желание США гарантировать бесперебойные поставки африканских энергоносителей ведет к тому, что Африка становится важной сферой обеспечения национальной безопасности США. В этой связи, образование африканского командования поможет США сделать из Африки более надежного поставщика нефти. По оценкам американских экспертов, уже в ближайшие годы объем ввозимой с африканского континента нефти может достичь 25 процентов от общего нефтяного импорта США. Результат, по мнению Вашингтона, стоит серьезных затрат.

Попытки США быстро найти удобное место для дислокации на территории континента штаба нового регионального командования АФРИКОМ столкнулись с явным отсутствием энтузиазма со стороны африканских стран. Международные эксперты утверждают, что создание АФРИКОМ фактически преследует одну цель – добиться глобального влияния в Африке. Они также предполагают, что складывающаяся ситуация может даже привести к утрате некоторыми африканскими странами своей политической независимости.

По словам американского дипломата Райана Генри, который изучал возможные варианты дислокации нового регионального командования, США "действительно имеют большие проблемы с размещением войск в Африке". Он признал в интервью британской "Гардиан", что "общественное мнение в Африке против альянса с США. Они нам не доверяют. Не помогли даже перспективы создания тысяч рабочих мест. Африканцы опасаются, что американские объекты станут целями для исламистов".

По некоторым данным, постоянный штаб Африканского командования США пока может разместиться только в Джибути – стабильной прозападной стране, расположенной всего в 50 километрах к юго-западу от Аравийского полуострова. Это позволит американским военным контролировать стратегически важный Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Индийским океаном. Согласно заявлению премьер-министра Джибути, сделанному еще в феврале 2007 года, страна согласна принять структуры создаваемого Африканского командования.

Таким образом, становится очевидным, что США намерены и впредь настойчиво проводить в жизнь стратегию военного обеспечения своих экономических интересов. Между тем, события на Ближнем Востоке явно показывают, что такая политика дестабилизирует ситуацию в мире и в отдельных его регионах, способствуя повышению конфликтности, поскольку экономические интересы одной страны обеспечиваются путем использования ее военного превосходства за счет интересов других стран.

Советник президента США по национальной безопасности Стивед Хедли так недавно прокомментировал идею создания Африканского командования: "Мы помогаем жителям развивающихся стран, потому что Америка – милосердная страна. Когда американцы видят людей, попавших в беду, они хотят помочь им". Интересно разделяют ли его мнение афганцы и иракцы, а также жители многих других государств мира, которым Вашингтон усиленно помогал и помогает "установить демократию"?
http://peacekeeper.ru/ru/index.php?mid=5971

2008-04-15

Rambler's Top100
НОВОСТИ
13.11.13
4-й номер за 2013 год читать на нашем сайте

18.07.13
Новый, 3-й номер за 2013 год на нашем сайте

06.05.13
Читайте № 1-2 за 2013 год

27.02.13
6-й номер журнала вышел в сеть

30.12.12
5-й номер журнала читайте в онлайн

11.10.12
4-й номер журнала читайте на нашем сайте

24.09.12
«Возвращение русского консерватизма»: презентация новой книги

20.07.12
3-й номер журнала читайте на нашем сайте

06.05.12
Второй номер журнала читайте на нашем сайте

01.03.12
Внимание. 2012 год. 1-й номер на сайте. Читайте

11.01.12
Читайте 6-й номер на сайте журнала

11.12.11
5-й номер журнала — на сайте

18.10.11
№ 4-2011 читайте на сайте журнала

23.08.11
Обновление рубрик

08.07.11
№ 3 за 2011 год читайте на сайте журнала

11.05.11
№ 2 за 2011 год читайте на сайте журнала

20.03.11
№ 1 за 2011 год читайте на сайте журнала

19.01.11
№ 6 за 2010 год читайте на сайте журнала

28.11.10
№ 4-5/2010 на сайте

24.07.10
Третий номер за 2010 год — уже доступен

27.04.10
Институт национальной стратегии реформ искренне поздравляет Сергея Николаевича Бабурина с получением почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",

10.03.10
Первый номер за 2010 год читайте на страницах сайта

31.01.10
Шестой номер за 2009 год — на сайте

16.12.09
Новый № 5 за 2009 г. выложен на сайт

25.10.09
Новый № 4 за 2009 г. выложен на сайт

03.08.09
Новый № 3 за 2009 г. выложен на сайт

06.05.09
Новый № 2 за 2009 г. выложен на сайт

26.02.09
Новый № 1 за 2009 г. выложен на сайт

04.02.09
Новый № 6 за 2008 г. выложен на сайт

27.01.09
Новый № 5 за 2008 г. выложен на сайт

24.12.08
Новый № 4 за 2008 г. выложен на сайт

18.11.08
Новый № 3 за 2008 г. выложен на сайт

17.11.08
Интернет-сайт журнала «Национальные интересы» возобновляет свою работу

27.05.08
Новый № 2 за 2008 год выложен на сайт

16.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Народ – против игорной зоны»

15.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «Георгиевская лента» в Закарпатье

09.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «В каждом окне российский флаг»

03.05.08
В Гостевой книге читайте выступление постоянного представителя Республики Беларусь в Женеве С. Алейника, посвященное проблемам международной безопасности

03.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Без пиетета»

30.04.08
В рубрике «Копилка» помещена аналитическая записка проф. И. Понкина

25.04.08
В Гостевой книге читайте Комментарий МИД России о Черноморском флоте

23.04.08
Национальные интересы — в регионы!

06.04.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Злые заметки»

04.04.08
В Гостевой книге читайте также интервью с А. Труде, автором книги «Геополитика Сербии»

04.04.08
В Гостевой книге читайте ответы Епископа Рашско-Призренского Артемия газете «Глас Јавности» о перспективах отношений Сербии и Евросоюза

31.03.08
Постсоветское пространство: реалии и перспективы

29.03.08
В Гостевой книге читайте требование «Донбасской Руси» вывести украинских солдат из Косово

26.03.08
В Гостевой книге читайте ответ пресс-секретаря МИД Беларуси по поводу заявления Госдепартамента США

24.03.08
Пребывание С. Коэна и К. ванден Хейвел в Москве

22.03.08
В Гостевой книге читайте Воззвание Русского Содружества о защите Отечественной истории

21.03.08
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ. Вручение известному американскому ученому и публицисту Стивену Коэну мантии и диплома Почетного профессора РГТЭУ

Rambler's Top100 Журнал Москва ПНВ Народная Воля Правая.ру Интернет-магазин Политкнига
© Все права защищены "Институт национальной стратегии реформ"