Главная Связаться с нами Карта сайта
Главная страница Главная страница
Главная страница О журнале
Главная страница Архив
Главная страница Последний номер
Главная страница Новости
Главная страница Подписка
Главная страница Угол зрения
Главная страница Резонанс
Главная страница Калейдоскоп
Главная страница Культурный фронт
Главная страница Гостевая книга
Главная страница Авторы
Главная страница Контакты
Главная страница РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Главная страница Копилка
Главная страница Реклама
Институт национальной стратегии реформ Институт национальной стратегии реформ
Об институте
Деятельность института
Материалы «круглых столов» и семинаров
ТРИБУНА
ТРИБУНА — КУЛЬТУРА
ТРИБУНА — ИСТОРИЯ
Главная страница
Главная страница » Институт национальной стратегии реформ » ТРИБУНА — КУЛЬТУРА » Франк Фернандес. Все преходяще, а музыка вечна!

Франк Фернандес

Все преходяще, а музыка вечна!

Первый месяц весны подарил истинным музыкальным гурманам удивительный праздник: в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского состоялся знаменитый Второй концерт Рахманинова do minor для фортепиано с оркестром, где солистом выступил кубинский пианист Франк Фернандес. Маэстро прибыл по приглашению в Москву, чтобы дать единственный концерт в почти родных для него пенатах Московской консерватории. Последний раз поклонники Франка Фернандеса могли насладиться его мастерством и талантом в Москве четыре года назад во время исполнения произведений Моцарта. Одним из уникальных даров признанного виртуоза, дарящего своим почитателям все волшебство музыки, является неповторимое сочетание высочайшей техники, глубины и артистизма, передающее, казалось бы, сам дух произведения, мысли и чувства его автора. В Германии ему рукоплескали соотечественники Шумана и Бетховена, в Польше – Шопена. Как и четыре года назад знатоки музыки заранее побеспокоились о билетах. Ну а автору этих строк посчастливилось попасть на фантастический концерт «Посвящение Рахманинову» только по приглашению и услышать на ступеньках консерватории ныне столь редкое и почти подзабытое: «Нет ли лишнего билетика?» Полный аншлаг, шквал аплодисментов и неоднократные просьбы публики кудеснику клавиатуры вновь выйти на сцену и исполнить на «бис», охапки букетов и, главное, светящиеся от счастья и радости после концерта глаза людей разных наций и возрастов, прикоснувшихся благодаря гению Франка Фернандеса к вершинам искусства, свидетельствовали только об одном – колоссальном успехе маэстро! Ну а на следующий день триумфатор дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

Маэстро! Мы так по Вас соскучились здесь в Москве за эти четыре года! И очень Вас ждали! Благодаря чему мы имели счастье Вас видеть и слышать вновь?
Меня удостоили чести участвовать в фестивале «Радио Орфей» представляет», доставив мне приглашение на Кубу. Я не мог не откликнуться: в Москве у меня много друзей, мой педагог Виктор Мержанов. Мой прекрасный друг Геннадий Дмитряк - художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы имени А.А.Юрлова. В концерте участвовал и Московский симфонический оркестр под управлением Владимира Зивы. Подготовкой концерта занималась радиостанция «Орфей». Большое содействие оказало Посольство Кубы в России. Мне бы хотелось поблагодарить и администратора Большого зала консерватории Владимира Захарова.

 Вы столь редко даете интервью. Расскажите нашим читателям, как Вы стали музыкантом?
Как-то в классе я играл Первую балладу Шопена – произведение чрезвычайно сложное в техническом исполнении. И моя первая преподавательница музыки на Кубе Марго Рохас в конце игры, я заметил, прослезилась от чувств, нахлынувших на нее. Она похвалила меня. Через неделю я должен был еще раз исполнить эту вещь. Стимул у меня был громадный: похвала такого специалиста была бесценной. Марго Рохас училась в свое время в Нью-Йорке у Александра Ламберта, который был учеником самого Ференца Листа. А Лист был не только величайшим композитором, но и лучшим пианистом мира в ХIХ веке. Только лучшие из лучших могли стать учениками Ференца Листа. Я с гордостью и с огромным усердием оттачивал нюансы произведения всю неделю. Казалось, я довел исполнение до абсолютного совершенства, так быстро, чуть ли не с закрытыми глазами я мог исполнить шедевр Шопена. Через неделю во время прослушивания все прошло блестяще, но… она почувствовала «что что-то не то». А именно, высочайший уровень техники и виртуозность игры на фортепиано не могли заменить проникновения в душу и замысел композитора, открывающего через свое произведение личные глубокие переживания и чувства. Это очень трудная задача – овладеть безукоризненной точностью и виртуозной техникой игры с артистизмом, способным передать чувства автора произведения. Это и отличает подлинного выдающегося мастера от простого исполнителя. Такое случается иногда: играет неплохой пианист с прекрасной техникой, но если он не вкладывает свою душу, то он превращается в подобие робота. Тогда Марго Рохас сказала мне: «Ты – талантливый человек и очень одаренный пианист. Но помни всегда то, что я тебе сейчас скажу. Чтобы стать действительно выдающимся пианистом, не достаточно одной техники, пускай и безукоризненной. Постарайся чувствовать душой сам дух произведения и его композитора». Я понял тогда, что музыка всегда выше нас, как бы не был ты одарен свыше. Проходит все, а музыка всегда живая. Музыка вечна! Техника игры сама по себе – не является целью. Техника – это путь или дорога к постижению великих таинств музыки, но никак не цель.
Иногда мы восхищаемся прекрасной техникой пианиста, обращаем внимание на силу его пальцев и рук, скорость и отточенность движений. И как бы забываем о музыке. А когда мы слушаем таких гениальных пианистов как Святослав Рихтер или Виктор Мержанов, мы словно не замечаем их виртуозной техники игры, потому что мы наслаждаемся музыкой, лиризмом произведения и ничто другое не может отвлечь нас. Вот это и называется подлинное искусство.

Бетховен говорил, что если я не играю один день, то на следующий день это замечаю я, если не играю два дня, то замечают мои друзья, а если три дня – то уже это замечает публика. А сколько времени Вы посвящаете себя музыке?
Это абсолютно верно. Я в музыке живу постоянно, дышу ею. Что касается непосредственно игры, то, бывает, в день я провожу за фортепиано 10-11 часов. А в среднем, наверное, от 4 до 8 часов с перерывами. Среди всех музыкантов больше всего пианистов, поэтому конкуренция очень высокая. Почивать на лаврах и званиях пианисту нельзя. Даже абсолютные авторитеты в мировой пианистике не должны останавливаться на достигнутом. Например, произведения Рахманинова очень сложны в исполнении. И готовиться к ним надо основательно. Мержанов мне говорил: «Когда ты исполняешь Рахманинова, то с первой и до последней ноты я чувствую словно новое произведение, потому что ты способен передать в своей игре душу Рахманинова». В 1944 году Виктор Мержанов и Святослав Рихтер вместе поднялись на одну вершин в музыке, разделив первое место на международном конкурсе. А 12 января этого года Мержанов исполнил в Большом зале консерватории произведения Мусоргского. Весь зал стоя аплодировал 87-летнему признанному виртуозу мировой пианистики. Я был счастлив, когда снова увидел его. Его мнение для меня бесценно. Мержанов – живая легенда русской фортепианной школы.

Когда Вы впервые сели за рояль?
Мне тогда было четыре года. Моя мама была директором Орбонской Академии в родном городке Маяри на востоке Кубы. И часто к ней домой приходили ее ученики на уроки музыки. Так у меня развились музыкальные способности. И вот, слушая ее учеников, я подошел к пианино и на слух исполнил несколько произведений. С тех пор я занимаюсь музыкой. С 1959 года я начал выступать с концертами в различных странах мира, конечно, у себя на Родине - на Кубе. В марте я получил приглашение выступить в Токио. Но поеду в Японию не раньше, чем через год – расписание моих выступлений составлено на год вперед.

США из-за экономической блокады запрещают продажу Кубе фортепиано, контрабасов, флейт, скрипок и других музыкальных инструментов.
Бывают случаи, когда артисту с Кубы отказывают в выдаче визы. Это нелепая экономическая война США не против Кубы, а против музыки, искусства, культуры. А музыку победить невозможно!

Я слышал, что Вы лично, рискуя жизнью, спасали бесценные экспонаты и архив партитур во время страшного пожара в здании консерватории в Гаване.
У меня в тот день была запись на студии. Мне позвонила жена и сообщила о пожаре в здании Национального театра и балета имени Амадео Рольдана. В этом здании играли великие музыканты: Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Николай и Антон Рубинштейны. Когда мы прибежали к театру, уже сгорели две арфы, два рояля «Стейнвэй», сделанные в Нью-Йорке, обрушился потолок. Пожарники не знали расположение залов и кабинетов. Мы бросились в Малый зал, где находился весь бесценный архив оригиналов сочинений и партитур многих великих композиторов, программы и афиши. Я пришел в ужас от мысли о возможной гибели архива. Это наше наследство, передаваемое от поколения  поколению. Я уговорил пожарных создать нам занавес из воды, чтобы проникнуть в зал. С помощью этой водяной стены мы пробрались в здание, но лестница уже обвалилась. Все было в дыму. Я мог дышать только через платок. Нам удалось спасти многие вещи от огня. Позже здание было отремонтировано. Были приобретены два новых рояля «Стейнвэй», изготовленные в Гамбурге, две новые арфы.

Какое место в Вашей жизни и творчестве занимает обучение в Московской консерватории, великие русские композиторы, Россия?
Я считаю, что в моей карьере исключительно важное значение занимают три главных момента.
Во-первых, городок Маяри, где я родился, моя Родина, где началось мое приобщение к классической и народной музыке. Во-вторых, мои педагоги на Кубе. Через них я чувствовал свое служение Великому искусству – музе. Я всегда чувствовал связь времен, поэтому ценил, что мои наставники были учениками учеников самого Листа! Преемственность в музыке очень важная вещь. Марго Рохас в Гаване и другие педагоги передали мне лучшие традиции пианистики ХIХ века. И, в-третьих, встреча с Виктором Карловичем Мержановым и другими педагогами, без которых я бы не смог достичь того, чего я достиг. Благодарить их мало! Я многим обязан России. Московская консерватория занимает одно из лидирующих мест в мире по преподаванию музыкальных дисциплин, особенно по классу игры на фортепиано и струнных инструментах.

Вы дарите своим талантом столько счастья людям! А что значит для Вас музыка? Счастливы ли Вы?
Самые значительные составляющие моего счастья – это семья и музыка. Моя музыка – это тот завет, который я получил от моей мамы. Она покинула меня, когда мне было всего шесть лет. Во время своей артистической деятельности я никогда ее не забываю. Когда я завершил Второй концерт Рахманинова на сцене Московской консерватории, настоящей Мекки мирового музыкального искусства, я вышел к публике и поклонился в ответ на аплодисменты. В этот момент я думал о маме: в моих глазах стояли слезы, а к горлу подкатил ком от нахлынувших чувств. Я испытывал большое счастье от признания и думал «если бы только она сейчас меня видела!» Вот что для меня означает музыка. Уходя из жизни, она сказала мне: «Сын, у тебя большой талант! Не оставляй игру на фортепиано». Вся моя жизнь и музыкальная деятельность посвящены моей маме.

О чем Вы мечтаете и каковы Ваши ближайшие творческие планы?
Запись нового альбома – самая большая моя мечта. «Песнь моим предкам». Скоро в Гаване откроется Международный конкурс пианистов имени Игнасио Сервантеса. Я являюсь председателем жюри.

Интервью Юрию Плутенко

Rambler's Top100
НОВОСТИ
13.11.13
4-й номер за 2013 год читать на нашем сайте

18.07.13
Новый, 3-й номер за 2013 год на нашем сайте

06.05.13
Читайте № 1-2 за 2013 год

27.02.13
6-й номер журнала вышел в сеть

30.12.12
5-й номер журнала читайте в онлайн

11.10.12
4-й номер журнала читайте на нашем сайте

24.09.12
«Возвращение русского консерватизма»: презентация новой книги

20.07.12
3-й номер журнала читайте на нашем сайте

06.05.12
Второй номер журнала читайте на нашем сайте

01.03.12
Внимание. 2012 год. 1-й номер на сайте. Читайте

11.01.12
Читайте 6-й номер на сайте журнала

11.12.11
5-й номер журнала — на сайте

18.10.11
№ 4-2011 читайте на сайте журнала

23.08.11
Обновление рубрик

08.07.11
№ 3 за 2011 год читайте на сайте журнала

11.05.11
№ 2 за 2011 год читайте на сайте журнала

20.03.11
№ 1 за 2011 год читайте на сайте журнала

19.01.11
№ 6 за 2010 год читайте на сайте журнала

28.11.10
№ 4-5/2010 на сайте

24.07.10
Третий номер за 2010 год — уже доступен

27.04.10
Институт национальной стратегии реформ искренне поздравляет Сергея Николаевича Бабурина с получением почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",

10.03.10
Первый номер за 2010 год читайте на страницах сайта

31.01.10
Шестой номер за 2009 год — на сайте

16.12.09
Новый № 5 за 2009 г. выложен на сайт

25.10.09
Новый № 4 за 2009 г. выложен на сайт

03.08.09
Новый № 3 за 2009 г. выложен на сайт

06.05.09
Новый № 2 за 2009 г. выложен на сайт

26.02.09
Новый № 1 за 2009 г. выложен на сайт

04.02.09
Новый № 6 за 2008 г. выложен на сайт

27.01.09
Новый № 5 за 2008 г. выложен на сайт

24.12.08
Новый № 4 за 2008 г. выложен на сайт

18.11.08
Новый № 3 за 2008 г. выложен на сайт

17.11.08
Интернет-сайт журнала «Национальные интересы» возобновляет свою работу

27.05.08
Новый № 2 за 2008 год выложен на сайт

16.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Народ – против игорной зоны»

15.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «Георгиевская лента» в Закарпатье

09.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «В каждом окне российский флаг»

03.05.08
В Гостевой книге читайте выступление постоянного представителя Республики Беларусь в Женеве С. Алейника, посвященное проблемам международной безопасности

03.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Без пиетета»

30.04.08
В рубрике «Копилка» помещена аналитическая записка проф. И. Понкина

25.04.08
В Гостевой книге читайте Комментарий МИД России о Черноморском флоте

23.04.08
Национальные интересы — в регионы!

06.04.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Злые заметки»

04.04.08
В Гостевой книге читайте также интервью с А. Труде, автором книги «Геополитика Сербии»

04.04.08
В Гостевой книге читайте ответы Епископа Рашско-Призренского Артемия газете «Глас Јавности» о перспективах отношений Сербии и Евросоюза

31.03.08
Постсоветское пространство: реалии и перспективы

29.03.08
В Гостевой книге читайте требование «Донбасской Руси» вывести украинских солдат из Косово

26.03.08
В Гостевой книге читайте ответ пресс-секретаря МИД Беларуси по поводу заявления Госдепартамента США

24.03.08
Пребывание С. Коэна и К. ванден Хейвел в Москве

22.03.08
В Гостевой книге читайте Воззвание Русского Содружества о защите Отечественной истории

21.03.08
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ. Вручение известному американскому ученому и публицисту Стивену Коэну мантии и диплома Почетного профессора РГТЭУ

Rambler's Top100 Журнал Москва ПНВ Народная Воля Правая.ру Интернет-магазин Политкнига
© Все права защищены "Институт национальной стратегии реформ"