Главная Связаться с нами Карта сайта
Главная страница Главная страница
Главная страница О журнале
Главная страница Архив
Главная страница Последний номер
Главная страница Новости
Главная страница Подписка
Главная страница Угол зрения
Главная страница Резонанс
Главная страница Калейдоскоп
Главная страница Культурный фронт
Главная страница Гостевая книга
Главная страница Авторы
Главная страница Контакты
Главная страница РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Главная страница Копилка
Главная страница Реклама
Институт национальной стратегии реформ Институт национальной стратегии реформ
Об институте
Деятельность института
Материалы «круглых столов» и семинаров
ТРИБУНА
ТРИБУНА — КУЛЬТУРА
ТРИБУНА — ИСТОРИЯ
Главная страница
Главная страница » Культурный фронт » Б.Ф. Колымагин. Диалог церкви и общества:...

Б. Ф. Колымагин
Диалог церкви и общества: проблемы и перспективы

      Проблема диалога церкви и общества, несмотря на свою актуальность, часто остается вне поля общественного сознания. Нередко она подменяется вопросами сотрудничества церкви и общественных структур, церкви и государственных органов. Между тем внутренний разрыв между актуальной культурой и церковью, верующим народом и обществом продолжает расти. И это не может не сказываться и на церкви, все более замыкающейся на собственных проблемах, и на обществе, которое, осознает оно это или нет, все же нуждается в нравственном обновлении, в живом христианском опыте.
       Диалог возникает из желания общаться, из стремления понять и услышать друг друга. Но кроме этого нужны и какие-то организационные усилия, чтобы появились площадки для общения. Наличие таких постоянно действующих форумов, их число и формат как раз и свидетельствуют об интенсивности процесса.
       Из официальных церковных мероприятий, на которых встречаются представители церковной и светской интеллигенции, самыми заметными являются Международные Рождественские образовательные чтения. Первый раз они состоялись в 1993 году, и с тех пор организуются ежегодно в конце января – начале февраля. Этот крупнейший в России форум православной общественности проводится Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ при почетном председательстве патриарха. Его еще иногда называют неформальным Поместным собором, имея в виду самый широкий спектр представленных на Чтениях мнений.
       Важным аспектом этих встреч является попытка расширения сотрудничества церкви и государства в области образования. Поэтому, начиная уже со вторых Чтений, в число постоянных участников входят министр образования, руководители Российской академии образования, Московского комитета образования. Но в то же время на Чтениях звучит и живой, заинтересованный диалог, поскольку важнейшеми задачами форума значатся развитие образования, духовного просвещения общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания. Можно сказать, что на форум приезжает самая активная часть духовенства и мирян. В 1994 году их было около 1000 человек. Затем становилось все больше и больше. В последние годы во встречах участвовало уже около 10000. Нередко во время пленарных заседаний Рождественских чтений озвучиваются какие-нибудь масштабные идеи, вроде создания православного медиа-холдинга или проведение референдума по вопросу обязательного преподавания ОПК. Они могут показаться сенсационными, но на поверку оказываются совершенно непрактичными, и значение форума вовсе не в них.
       Главной ценностью Рождественских мероприятий был и отчасти остается неформальный диалог на многочисленных конференциях и «круглых столах». Театр, музыка, литература, деятельность СМИ, Интернет и многие другие темы обсуждаются в режиме обмена мнениями.
       Правда, после того как бразды правления Рождественскими чтениями были переданы из рук архимандрита Иоанна (Экономцева) новому управделами МП митрополиту Клименту (Копалину), атмосфера на Чтениях изменилась, постепенно началось закручивание гаек. И теперь такое значительное для РПЦ мероприятие уже перестало вызывать общественный резонанс, какой имелся в 90-е годы.
       Дело, возможно, не только в смене главного менеджера, а в векторе развития церкви. Соборность оказалась МП не нужна и даже опасна. Отсюда – зарегламентированность церковного собрания, а также постоянная оглядка организаторов на косные церковные структуры, для которых всякая новизна, малейшая острота в дискуссии – синоним ослушания, а то и бунта. Если раньше на Чтениях выступали значительные фигуры, такие, скажем, как А.И. Солженицын, то теперь их просто не видать. Ни разу не побывал на форуме всемирно известный иконописец Зинон (Теодор). Не слышно было на нем голосов уже покойных Сергея Аверинцева и Владимира Бибихина. Проблемы налицо. И, тем не менее, альтернативы этому мероприятию сегодня в РПЦ нет.
       Бурные свободные дискуссии представителей интеллигенции о религии и культуре и, в этой связи о будущем России возникают на конференциях, организованных представителями так называемого «либерального» православия – «меневцами» и «кочетковцами».
  Духовные чада отца Александра Меня ежегодно проводят международные конференции памяти этого выдающегося ученого и пастыря. Обычно эти мероприятия проходят в стенах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). В них участвуют сын о. Александра, политик и государственный деятель Михаил Мень, знаменитые московские священники Александр Борисов и Георгий Чистяков, писатели, искусствоведы, культурологи. И всегда на встречах бывает какая-нибудь «изюминка». Так, на XVI конференции такой изюминкой стал доклад Александра Кабакова «Право на мракобесие». Этот текст появился в интернете еще летом 2006 года, но оставался незамеченным. Однако после того, как он прозвучал на конференции, статья писателя попала в поле общественного внимания.
       В своем эссе Кабаков отмечает: «Неизбежное противостояние религиозного и либерального отношений к жизни в последние годы усилилось. При этом даже предвзятые наблюдатели должны признать, что вольнодумцы нередко первыми вторгаются на территорию религии». Автор напоминает о конфликтах вокруг фильма Мартина Скорсезе и выставки «Осторожно, религия!», и восклицает: «Известная политическая деятельница в телевизионной дискуссии настаивает на своем праве свободного человека писать, читать и смотреть что угодно. Ей и в голову не приходит, что такой ситуации не существует нигде в мире, включая вполне либеральные страны».
       Впрочем, писатель не стремится растоптать либералов. Он просто хочет доказать, что требования конфессий так же должны присутствовать, как и требования либералов. Однако Кабаков даже не задается вопросом: что есть голос Церкви? Он просто путает голоса религиозных менеджеров и фундаменталистских организаций с мнением верующего народа. Защищая верующих, писатель не совсем понимает природу реакции фанатиков на те или иные художественные события. Собственно говоря, он ставит знак равенства между фундаменталистскими жестами и нормальной реакцией верующих. Ему и в голову не приходит, что нормальная реакция верующих не сильно разнится с просто человеческой, поскольку в основе системы общечеловеческих ценностей положены христианские представления о добре и зле.
       Вокруг этой и других, связанных с мракобесием проблем, разгорелся жаркий спор, выплеснувшийся и в СМИ. Обратим внимание читателей, в частности, на статью С. Солодовник «Право на защиту от мракобесия» (1).
       С 1990 года проходят конференции, организованные московским Свято-Филаретовским институтом, на которых бывает до 700-800 человек. Они родились из стремления в церковном, братском духе обсудить проблемы, которые задевали «кочетковцев» – последователей известного миссионера, основателя СФИ. В них принимают участие немало людей искусства и культуры. Один из форумов в 2004 году назывался весьма симптоматично: «Вера – диалог – общение: проблемы диалога Церкви и общества». И разговор крутился вокруг этой значимой темы. Главный редактор журнала «Вестник РХД» профессор Никита Струве на пленарном заседании высказался в том смысле, что задача людей церкви – возбудить в обществе желание диалога, а для этого церковь должна не навязывать обществу свое мнение, а свидетельствовать о святости, являть пример бескорыстного служения.
       Священник Георгий Кочетков – а именно его многочисленные прихожане в основном составляли аудиторию – рассказал о том, как в день путча в 1991 году члены Сретенско-Преображенского братства, собравшиеся в честь праздника Преображения Господня на очередную встречу, шли под дождем вокруг храма по Большой Лубянке крестным ходом. Впереди шел С.С. Аверинцев с Библией в руках – «как с мечом духовным, который есть слово Божие. Это был и диалог церкви и общества, и противостояние злу» (2).
       Народный артист России Сергей Юрский в своем выступлении привел множество примеров из современной мировой культурной, политической, общественной жизни, говорящих об одном: никакого диалога нет, люди просто не верят, что можно с кем-то разговаривать. Диалог, по мнению Юрского, ушел из искусства, политики и вообще из жизни общества. И чтобы он все-таки возник, нужны личные аскетические усилия.
       Спектр высказанных мнений был широким. Ведь проблем, действительно, хватает. Достаточно напомнить о том, что диалог в современном обществе нередко превращается в сплошную говорильню, а общение сводится к неким ритуальным жестам, за которыми прячется пустота.
       На других конференциях СФИ проблемы диалога, слышания и видения другого тоже постоянно возникали, поскольку все это очень важно для школы в целом. Скажем, на конференции в 2005 году многим запомнилось выступление историка Е.В. Беляковой. Белякова констатировала, что театрализованное православие заслонило православие иное – истинное, и «наше поколение даже не заметило тихого ухода тех, кто на самом деле «не ходил на совет нечестивых», кто не был «волком по крови своей», кто спокойно и достойно относился к преследованиям и издевательствам, занимаясь доброделанием – словом, тех, кто вел христианский образ жизни».
       Здесь, наверно, стоит напомнить, что тема диалога культур, народов, поколений была одной из центральных в творчестве С.С. Аверинцева, ученого, который неизменно участвовал в Филаретовских конференциях и входил в состав оргкомитета.
       Большое значение для встречи людей церкви и культуры играют презентации книг и вернисажи, которые в каком-то смысле заменяют распространенные в советские времена кухонные посиделки.
       Пересечения могут происходить случайно, в силу того, что книга или выставка затрагивает религиозную тематику. А могут целенаправленно инициироваться изнутри церковной ограды. Этим, например, занимается община храма Сретения Господня в Архангельске. Ее духовник, отец Иоанн Привалов, регулярно проводит обсуждение новых книг, фильмов, художественных акций, в которых участвует архангелогородская интеллигенция. В каком-то смысле эти встречи способствуют формированию среды, созданию определенного круга, в котором церковная культура занимает не последнее место. Община приглашает известных деятелей культуры из других городов и стран. Так, гостями о. Иоанна были филолог Ольга Седакова, артист Сергей Юрский, историк Дмитрий Поспеловский. Их приезд имел большое духовное и культурное значение для региона. А результат этих встреч – многочисленные публикации в прессе, си-ди диски, книги.
       Одна из таких книг посвящена приезду в Архангельск легендарного директора «YMCA-PRESS» профессора Никиты Струве (3).
       Деятельность этого издательства – еще один пример умелого создания площадок для диалога. Издательство многие годы осуществляет благотворительный проект – устраивает выставки своих книг в глубинных городах России и затем дарит их местным библиотекам. Тверь, Орел, Ставрополь, Курск, Рязань, Липецк, Тюмень, Тамбов, Вологда – вот только некоторые места, где побывали издатели.
       В сентябре 1998 года они привезли целый грузовик книг в Архангельск, где также прошла выставка и встречи читателей со знаменитостью. Долгие годы Струве собирал и публиковал духовное и культурное наследие русской эмиграции, издавал журнал «Вестник русского христианского движения». Активная литературная и религиозная жизнь сблизила его с такими людьми, как Иван Бунин, Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Франсуа Мориак, о. Александр Шмеман. А главным событием в своей издательской деятельности парижский профессор считает издание в декабре 1973 года «Архипелага ГУЛАГ» огромным для эмиграции тиражом в 50 000 экземпляров. Начавшееся с тех пор сотрудничество с А.И. Солженицыным продолжается уже больше 30 лет. Поэтому вовсе не случайно, что одна из лекций, прочитанных северянам, называлась «Явление Солженицына». В других своих выступлениях Струве говорил о религиозном опыте эмиграции, о свободе и культуре, о судьбе России и эмиграции. По его мнению, русское зарубежье выполнило свою миссию – возвело нерукотворный храм русской культуры, и теперь настало время передать это достояние на родину.
       Сегодня в России «имковскую» традицию продолжает издательство «Русский путь». Оно расположено в московском центре «Русское зарубежье», где есть магазин и несколько конференц-залов. Здесь проходят многочисленные и важные для духовной жизни столицы мероприятия.
       Кроме «диалогических» импульсов, идущих из церковной ограды, существуют и волны, исходящие со стороны интеллигенции. Нередко разговор вокруг какого-нибудь крупного деятеля культуры заходит и в религиозные области. Так было в 2006 году, когда праздновали 100-летие со дня рождения Д.С. Лихачева. На вечере в ТД «Библио-Глобус», посвященном его памяти, о вере Дмитрия Сергеевича специально никто не говорил. Но она всегда подразумевалась, когда речь шла о нравственном выборе ученого. Только однажды представитель Российского фонда культуры Виктор Леонидов привел слова, сказанные ему Лихачевым о жизни в блокадном Ленинграде: «Мы молились, вечером читали Пушкина». Но такой штрих говорил о многом.
       Наш разговор о площадках будет неполным, если мы не упомянем об интернете. Виртуальная реальность для многих россиян стала частью жизни. Здесь, на многочисленных сайтах или в Живом Журнале, происходят виртуальные встречи.
Возможно, стоит назвать такие пересечения как-то иначе, скажем, «касанием». И, тем не менее, «касания» играют свою роль в выстраивании отношений, в продвижении культурных проектов. Могу поделиться своим опытом. Автор этих строк несколько лет назад организовал в интернете Филаретовский конкурс религиозной поэзии. Неожиданно конкурс вызвал интерес. В нем участвовали не только россияне, но и поэты из ближнего и дальнего зарубежья. За первым конкурсом последовал второй, третий. Затем прошли поэтические вечера, появились публикации победителей.
*       *       *
       Для успешного диалога Церкви и культуры нужна среда, «бульон». И чем он гуще, насыщенней, тем лучше. А сие во многом зависит от Церкви, вернее, от живой ее части. Чиновникам и фундаменталистам, тянущим РПЦ в железные объятия государства, подлинный диалог по большому счету не нужен. Как не нужна им и глубокая связь с гражданским обществом. Общество, по их логике, всегда вторично по отношению к государственным структурам.
       Культурные силы внутри церковной ограды растут и укрепляются вместе с ростом общинности, соборности. Сегодня этому, увы, мешают многие обстоятельства. И все-таки духовная жизнь народа Божия продолжается. И она порождает новые формы церковного искусства в поэзии, в иконописи, в культуре общения. И эта же жизнь стимулирует поиск живого в культуре светской. Подобное ищет подобное. Живое пробивается сквозь трещины в асфальте фундаментализма. Как сказал поэт: «Не наше дело разбивать бетонные стены. Наше дело расти».

Литература
(1) Ежедневный журнал. 25. 01. 2007, http://www.ej.ru/comments/entry/5980/
(2) Газета «Кифа». №9. 2004.
(3) «YMCA-PRESS». Встречи с Н.А Струве: лекции, интервью, беседы. Архангельск: Община храма Сретения, 2002. 184 с.

Колымагин Б. Ф. – редактор телеканала "Культура", бакалавр богословия

По материалам
журнала «Вопросы культурологии»

Rambler's Top100
НОВОСТИ
13.11.13
4-й номер за 2013 год читать на нашем сайте

18.07.13
Новый, 3-й номер за 2013 год на нашем сайте

06.05.13
Читайте № 1-2 за 2013 год

27.02.13
6-й номер журнала вышел в сеть

30.12.12
5-й номер журнала читайте в онлайн

11.10.12
4-й номер журнала читайте на нашем сайте

24.09.12
«Возвращение русского консерватизма»: презентация новой книги

20.07.12
3-й номер журнала читайте на нашем сайте

06.05.12
Второй номер журнала читайте на нашем сайте

01.03.12
Внимание. 2012 год. 1-й номер на сайте. Читайте

11.01.12
Читайте 6-й номер на сайте журнала

11.12.11
5-й номер журнала — на сайте

18.10.11
№ 4-2011 читайте на сайте журнала

23.08.11
Обновление рубрик

08.07.11
№ 3 за 2011 год читайте на сайте журнала

11.05.11
№ 2 за 2011 год читайте на сайте журнала

20.03.11
№ 1 за 2011 год читайте на сайте журнала

19.01.11
№ 6 за 2010 год читайте на сайте журнала

28.11.10
№ 4-5/2010 на сайте

24.07.10
Третий номер за 2010 год — уже доступен

27.04.10
Институт национальной стратегии реформ искренне поздравляет Сергея Николаевича Бабурина с получением почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",

10.03.10
Первый номер за 2010 год читайте на страницах сайта

31.01.10
Шестой номер за 2009 год — на сайте

16.12.09
Новый № 5 за 2009 г. выложен на сайт

25.10.09
Новый № 4 за 2009 г. выложен на сайт

03.08.09
Новый № 3 за 2009 г. выложен на сайт

06.05.09
Новый № 2 за 2009 г. выложен на сайт

26.02.09
Новый № 1 за 2009 г. выложен на сайт

04.02.09
Новый № 6 за 2008 г. выложен на сайт

27.01.09
Новый № 5 за 2008 г. выложен на сайт

24.12.08
Новый № 4 за 2008 г. выложен на сайт

18.11.08
Новый № 3 за 2008 г. выложен на сайт

17.11.08
Интернет-сайт журнала «Национальные интересы» возобновляет свою работу

27.05.08
Новый № 2 за 2008 год выложен на сайт

16.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Народ – против игорной зоны»

15.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «Георгиевская лента» в Закарпатье

09.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «В каждом окне российский флаг»

03.05.08
В Гостевой книге читайте выступление постоянного представителя Республики Беларусь в Женеве С. Алейника, посвященное проблемам международной безопасности

03.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Без пиетета»

30.04.08
В рубрике «Копилка» помещена аналитическая записка проф. И. Понкина

25.04.08
В Гостевой книге читайте Комментарий МИД России о Черноморском флоте

23.04.08
Национальные интересы — в регионы!

06.04.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Злые заметки»

04.04.08
В Гостевой книге читайте также интервью с А. Труде, автором книги «Геополитика Сербии»

04.04.08
В Гостевой книге читайте ответы Епископа Рашско-Призренского Артемия газете «Глас Јавности» о перспективах отношений Сербии и Евросоюза

31.03.08
Постсоветское пространство: реалии и перспективы

29.03.08
В Гостевой книге читайте требование «Донбасской Руси» вывести украинских солдат из Косово

26.03.08
В Гостевой книге читайте ответ пресс-секретаря МИД Беларуси по поводу заявления Госдепартамента США

24.03.08
Пребывание С. Коэна и К. ванден Хейвел в Москве

22.03.08
В Гостевой книге читайте Воззвание Русского Содружества о защите Отечественной истории

21.03.08
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ. Вручение известному американскому ученому и публицисту Стивену Коэну мантии и диплома Почетного профессора РГТЭУ

Rambler's Top100 Журнал Москва ПНВ Народная Воля Правая.ру Интернет-магазин Политкнига
© Все права защищены "Институт национальной стратегии реформ"