Главная Связаться с нами Карта сайта
Главная страница Главная страница
Главная страница О журнале
Главная страница Архив
Главная страница Последний номер
Главная страница Новости
Главная страница Подписка
Главная страница Угол зрения
Главная страница Резонанс
Главная страница Калейдоскоп
Главная страница Культурный фронт
Главная страница Гостевая книга
Главная страница Авторы
Главная страница Контакты
Главная страница РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Главная страница Копилка
Главная страница Реклама
Институт национальной стратегии реформ Институт национальной стратегии реформ
Об институте
Деятельность института
Материалы «круглых столов» и семинаров
ТРИБУНА
ТРИБУНА — КУЛЬТУРА
ТРИБУНА — ИСТОРИЯ
Главная страница
Главная страница » Культурный фронт » Н.В. Рудская. Иван Ильин о смысле войны

Н.В. Рудская

Иван Ильин о смысле войны

Помните ли вы слова Сократа о том, что с человеком, исполняющим свой долг, не может случиться зла ни в жизни, ни по смерти?...
П. И. Новгородцев (10, с. 249).

Конечно, проще любить своё Отечество, когда можно им гордиться, когда оно сильно, и все его уважают и боятся. Но именно когда оно повержено и лежит, оплёванное, осмеянное и покинутое всеми, - только тот сын, кто не отвернётся, проходя мимо, а закроет собой и оградит от поругания.
Н. А. Нарочницкая (7, с. 7).

    Иван Александрович Ильин, выдающийся русский мыслитель (1883-1954) был выслан «философским» пароходом в 1922 году из Советской России по личному указанию Ленина. Половину своей жизни Ильин провёл в эмиграции. На Родине упоминание о нем долгие годы было под запретом, и его имя оказалось практически забытым. Но всю свою жизнь и труды великий мыслитель посвятил именно России. Незадолго до своей кончины он написал небольшую статью «Что нам делать?», в которой есть такие слова: «И моё единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».
     Русскому народу оказались нужны его книги, которые становятся ценнее с каждым прожитым годом. Востребованность трудов Ильина в наше время настолько велика, что возникает убеждение, будто их автор – наш современник. «Ильин менее всего писал для современных ему советских людей, - отмечает А.А Корольков, - …он писал для нас, сегодняшних, коим уготовано или воссоздать и создать национальную Россию, или исчезнуть в качестве исторического лица, своеобычной культуры» (5, с. 471).
     Возвращение Ильина в Россию началось в 1991 году, когда стараниями Н.С. Михалкова была издана миллионным тиражом работа мыслителя «О России». В этом же 1991 году выходит статья Ю.Т. Лисицы «Характер философии Ильина». Огромное значение имело издание в 1993 году сочинений И.А. Ильина в 10-ти томах (17-ти книгах), составленное Ю.Т. Лисицей, которому принадлежат вступительная статья и комментарии.
  Сегодня имя Ильина кажется хорошо знакомым. Его цитирует Президент России, о его творчестве пишутся статьи и защищаются диссертации, ему посвящён созданный в 2001 году Интернет проект «Иван Ильин», в дальнейшем – форум «Наследие Ивана Ильина и современность», в редакционный совет которого вошли А.А. Корольков, В.Б. Исаков, Ю.Т. Лисица, Д.Б. Цыганков, и от США – Филипп Т. Грир и А.Е. Климов.
     Иван Ильин, как и другие изгнанники 1922 года, не имел никаких надежд на возвращение в Россию, но изо дня в день он писал, обращаясь к русским людям, словно прозревая духовными очами «пути духовного обновления и возрождения» Родины. Всем своим творчеством Ильин достойнейшим образом представлял на Западе светлый образ своего Отечества, национальным интересам которого он остался верен даже и тогда,
когда всё в политике государства вызывало критику и разочарование.
     Характеризуя И.А. Ильина, как «самого нужного, …современного писателя и философа…, в чьих трудах столько подлинного, глубоко и хорошо продуманного, столько верного и здорового, обнадёживающего и оптимистичного, что он служит для нас огнями жизни», Ю.Т. Лисица особо выделяет работы философа о войне, считая их «лучшими страницами русской нравственной философии» (6, с. 51).
     В далёкие тридцатые годы ХХ века Ильин своим духовным мечом разил политику Советского государства, но в годы войны Советского Союза с гитлеровской Германией мыслитель всем сердцем переживал за судьбу своей Родины, радуясь укреплению её военной мощи и начавшимся победам Красной армии. Так многие «унесённые ветром» истинные русские патриоты желали Родине, изгнавшей их, победы в Великой Отечественной войне. Сергей Рахманинов до изнеможения давал концерты в США и пересылал деньги И.В.Сталину «на победу». Антон Деникин, отказавшись благословить власовскую армию, воскликнул: «Я воевал с большевиками, но никогда – с русским народом».
     Ильин написал свою работу «Духовный смысл войны» в 1915 году, но оказалось, что проблемы, поднятые в ней, не просто актуальны в нашем сегодняшнем мире: раскрывая причины возникновения этих проблем и предлагая пути их разрешения, мыслитель тем самым внёс неоценимый вклад в дело формирования будущего России и её национальной идеи.
     «Война, - пишет Ильин, - есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд» (1, с. 13). И первое обвинение, предъявленное этим «судом» - отсутствие чувства родины, неспособность людей ответить на призыв войны исполнением своего морального долга перед своим Отечеством. Причина подобного «бесчувствия», считал Ильин, кроется в «величайшем духовном и нравственном разъединении людей, которое царит в современном обществе» (1, с. 7). Душа человека, считает мыслитель, обрастает целым множеством «ледяных покровов», избавляющих нас от необходимости отзываться на чужую беду. Наши души заняты каждая своей заботой и судьбою. Каждый ищет своего, преследует только свою цель, не доверяя другим. «Как это привычно, элементарно, общеизвестно и как тяжело!», - восклицает Ильин. (И как современно для нашего ХХI века!) Но сегодня мы «услышали» Ильина. Вот цитата из вышедшей недавно и уже ставшей бестселлером книги «Проект Россия»: «Наше Отечество нуждается в людях, думающих и готовых действовать сообразно знанию тех, кто способен ради блага России на дела, не завязанные на личную выгоду. Как в песне «прежде думай о Родине, а потом о себе». Мы верим, есть ещё люди, относящиеся к России как к родной семье и мыслящие в мировом масштабе» (9, с. 9).
     Война вторглась в наши души, пишет Ильин, и заставила нас услышать «зов», «противопоставив нашему мелкому повседневному «здесь» - некое великое – «там» и потрясла нас этим «там» до корня» (1, с. 9). Оказалось, что все имеют общий «предмет» любви и забот, оказалось, что есть пункт, где радость не одинока и горе может быть разделено. Это совместное горение смягчает и растопляет сердца, открывая их к доверию и восстановлению отмершей доброты. Люди начинают чувствовать себя как бы «ветвями и листьями единого дерева», у которого есть общие корни. И тогда приходит понимание, что где-то «там» - мы одно. Это понимание вспыхивает внутри людей, «в той сфере,- пишет Ильин,- о которой некогда прозвучали тихие слова: Царство Божие внутрь вас есть». (1, с. 11).
     Второе «обвинение», предъявляемое судом войны, - это страх мучений и смерти, о которых «вопиет» наш жалкий инстинкт самосохранения – почему я ? за что?
     ХХI век поставил нас лицом к лицу с безжалостным образом террориста, не знающего страха смерти. И наша «атеистическая» душа затрепетала в беззащитном страхе перед возможностью личной смерти.
     Готовы ли мы постичь и принять «ильинский» рецепт бесстрашия перед смертью? «Война учит нас всех, - пишет великий мыслитель, -…жить так, чтобы смерть являлась не постылым и позорным окончанием озлобленного и хищного прозябания, но естественным увенчанием жизни, последним, самым напряжённым творческим актом её, чтобы действительно каждому стоило защищать дело его жизни хотя бы ценою мучений и смерти» (1, с. 16). Вот в чём, считает Ильин, состоит главный духовный суд, перед которым война ставит человеческую душу: стоит ли жить тем, чем мы теперь живём? Здесь, в этой работе Ильи впервые произносит слова, которые как лейтмотив пройдут через все последующие творения мыслителя: «Жить стоит только тем, за что стоит и умереть» (1, с. 14). Готовы ли мы сегодня к таким мыслям о смерти? Готовы ли мы принять её так, как написал замечательный писатель ХХ века Клайв Льюис: «Миры кончаются, а благородная смерть – это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его»? (8, с. 452). Ильин предлагает нам путь любви, которая сильнее страха смерти. Любви, которая не приносит себя в жертву, «ибо в жертве всегда остаётся жалеющая судорога скупца», но любви, которая легко и свободно отдаёт себя «по доброй воле», любви, которая по слову апостола Павла «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, …всему верит, …всё переносит, …и никогда не перестаёт». (Как отрадно, что эти строки 1-го послания коринфянам приведены на страницах «Проекта Россия»!). Такой любви учит нас духовный смысл войны: «Живи так, чтобы ты при жизни любил нечто высшее более, чем самого себя; учись жить так, чтобы всегда быть готовым встать на защиту того высшего, которое мы любим больше себя».
     Но всё ли заслуживает такой любви и защиты? Против чего воздвигает угрозу война? - ставит вопрос Ильин. Впервые на страницах работы «Духовный смысл войны» Ильин говорит о духовном достоянии, которое стоит защищать всеми силами как высшее благо и которое охватывает собой всю человеческую культуру в современном понимании этого слова: это - всё то, пишет Ильин, что создано человечеством… - его наука, философия, религия, искусство; это - те силы, которые создают эти богатства – прежде всего жизнь каждого отдельного человека и особенно – жизнь национального гения; это - свобода жизни и созидания в экономическом, политическом, церковном, личном, групповом и национальном самоопределении (1, с. 24). Очень важно, считает Ильин, чтобы люди сумели отличить первичность и значимость духовного достояния от «вторичных» благ «материальной культуры». «Люди, пренебрегающие душой и не ведающие духа, - пишет Ильин, - предаются служению материальной культуре как якобы самостоятельной ценности и живут в слепоте к её духовному значению…принимая элементарную материальную основу жизни за самоё прекрасную жизнь» (1, с. 25). И только величайшие кризисы способны пробудить людей и напомнить им о высшем назначении человека. Но как отличить духовное от бездуховного? Что является мерилом, эталоном, идеалом, истиной «в последней инстанции», определяющей понятие духовности? Как всегда, у Ильина нет никаких недосказанностей: «…Не человеческим избранием, - пишет он, - определяется достоинство предмета, но истинным внутренним качеством его, верностью и совершенством перед лицом Божиим» (1, с. 23).
     Именно с таким «абсолютным» мерилом, считает Ильин, можно подходить к рассмотрению двух других важнейших характеристик войны: её духовного значения и духовного оправдания.
     Если духовное значение войны определяется творческой деятельностью народа, «тем откликом, …духовным подъёмом, который слагается в народе во время войны и после неё» (1, с. 20), то с духовным оправданием войны дело обстоит гораздо сложнее.
     Духовная оправданность войны, считает Ильин, определяется «теми мотивами, которые побудили народ открыть военные действия, и теми целями, которые он, воюя, имеет в виду и осуществляет» (1, с. 20). Но всё дело в том, что «каждая воюющая сторона старается изобразить своё дело как духовно оправданное. Это стремление обнаруживается в наш век больше, чем когда-нибудь, …мы видим, как слагается так называемая «публичная идеология» войны, которая имеет свою практическую задачу и …осуществляет её даже в том случае, если она насквозь фальшива и искусственна» (1, с. 28). Так, в своей «публичной идеологии» оправдания войны против России в 1914 году Германия открыто проповедовала свои «благородные цели» - превратить варваров, «дикие русские орды» в покорный и выгодный рынок, который «в благодарность за благодеяния принудительного цивилизования, …должен предоставить себя для экономической эксплуатации» (1, с. 29). (Ещё раз вспомним, что работа Ильина написана в 1915 году, но мы словно читаем комментарий «оправдания» военных действий против Ирака или геноцида сербского народа в начале ХХI века.)
     Конечно, пишет Ильин, публичная идеология есть не что иное, как «идейный дурман», и народная совесть, не обманутая ложью, способна безошибочно решать вопрос об истинных мотивах войны. Народная совесть, ведомая «абсолютным мерилом» духовности, способна определить, каково значение войны, её отклик для моего народа, вызвала ли эта война духовный подъём, который слагается в народе во время войны и после неё. Но что же происходит, если «абсолютное духовное мерило» отсутствует, и совесть народа «молчит»? И здесь Ильин не «уходит от ответа»: «Каждый народ воюет так, - пишет мыслитель, - как он жил до сих пор… и в армии, и в населении развёртывается именно тот дух, который выношен народом в мирное время». Каждый народ вносит в свою войну те нравы, обычаи, то представление о добре и зле, то правосознание, …способность к состраданию, доброту и озлобление, которые он взрастил в себе у своих очагов. И значит – мы можем рассматривать войну как самое объективное «зеркало» духовной культуры народов, участвующих в этой войне. Например, когда «великая сверхдержава» проводит успешную «военную операцию» против маленькой страны и её «непокорного» народа, не желающего принять «общечеловеческие ценности и стандарты», активно внедряемые этой самой «сверхдержавой», мы вправе задаться вопросом - как реагирует на это народная совесть «сверхдержавы»? И, если проведённые «операции» увлекают народ «сверхдержавы» на «путь политического и духовного подавления» других народов, вызывают в этом сверхнароде «самодовольство…, нелепую и чудовищную уверенность в том, что мы – единственный «избранный» народ, высший и лучший из всех существовавших, что к нам переходит теперь гегемония и руководительство
 всеми другими народами» (1, с. 37), то мы должны понимать - с какой именно культурой и какими духовно-нравственными идеалами мы имеем дело.
     Таким образом, пишет Ильин, духовный смысл войны заключается в том, что она «несёт людям и народам духовное испытание и духовный суд». Великий народ, т.е. духовно творческий народ, должен воевать, оставаясь на духовной высоте. «Пусть же будет воинственный подъём, - пишет Ильин, - но не озлобление и не ненависть, и не уличные погромы, пусть будет бесстрашие, но не презрение к врагу, …не месть, не жестокость, и не корыстная травля» (1, с. 36). Этим непременным условием для народа «оставаться в войне на духовной высоте» Ильин взялся за разрешение ещё одной труднейшей задачи, которая оказалась неразрешимой, «камнем преткновения» на пути многих русских мыслителей. Этой задачей явилась проблема примирения и покаяния в братоубийственной гражданской войне, которая сегодня в свете современных политических реалий решает другую наиважнейшую задачу – осознания преемственности русского и советского исторического сознания. В своём глубоком и значительном исследовании о войне «За что и с кем мы воевали?» (М., 2005) Президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая пишет: «В национальном самосознании православного почвенного человека главной составляющей является чувство исторической преемственности, острое переживание принадлежности не только и не столько к конкретному этапу или режиму в жизни своего народа, но и ко всей многовековой истории Отечества и его будущему за пределами собственного жизненного пути» (7, с. 9). Отечество для такого человека не тождественно государству – политическому институту со всеми его несовершенствами и грехами.
  Отечество для верующего человека, считает Нарочницкая, - это дар Божий, вручённый для непрерывного национально-исторического активного созидания. Именно поэтому война 1941-1945 гг., «став Отечественной, востребовала национальное чувство русского народа и его духовную солидарность, разрушенные классовым интернационализмом, очистила от скверны братоубийственной гражданской войны и воссоединила в душах людей… разорванную, казалось, навеки, нить русской и советской истории» (7, с. 32).
     Именно к такому, «очищенному от скверны братоубийственной войны», сверхклассовому служению родине призывал Ильин в своей речи, произнесённой в Берлине в 1923 году - «Государственный смысл Белой армии». «Родина, - утверждал Ильин, - это не земля, и не природа, и не хозяйство страны, и не …единичные люди; Родина – это национальная обращённость к Богу, национальное служение Его зову и Его делу; …Родина – это весь государственно оформленный и спаянный народ со всем его земным достоянием, народ как духовное единство, связанное однородностью, совместностью, взаимодействием и общностью пред лицом Божиим и на Его путях» (2, с. 295). И перед лицом такого отношения к Отечеству как к «национальному сосуду Духа Божия» (3, с. 308) русские люди должны отринуть от себя дух «раздора, тягания и отмщения, требовательности и местничества». Осознание великого духовного смысла войны, ставящего народы перед судом истории, должно вернуть русским людям «дух русского национального всеединства», дух жертвенности и смирения, покаяния и всепрощения. Для этого «русские души по обе стороны родного рубежа, - пишет Ильин, - должны очиститься от предреволюционных недугов и революционных страстей», они должны принять друг друга как «спаянные любовью к Родине и кровью на полях чести» (3, с. 312). Так, по мысли Ильина, кровавая жертва гражданской войны, омытая слезами покаяния, могла стать залогом грядущего возрождения и обновления России во имя высшего духовного служения и призвания человека.
     Обладая удивительным пророческим даром, Ильин предвидел, что истинное осознание духовного смысла войны не является делом единого дня, что оценка подлинного значения событий 1917 года в судьбах русских людей по «обе стороны» гражданской войны – предмет далёкого будущего. В своей статье, посвящённой памяти юнкеров, погибших в первые дни революции в Москве, Ильин написал: «…ваша смерть дала вам бессмертие, …мы скажем о вас нашим детям и внукам, …они поймут, что вы жили любовью к тому, что воистину стоит любить; …что вы умерли за то, за что воистину стоило умирать… и они будут учиться у вас этой любви и этой смерти» (4, с. 192).
  Таков у Ильина духовный смысл войны, призывающий человека к истинной евангельской любви, которая через очистительную жертву смирения и покаяния должна привести русский народ к воссозданию и возрождению Великой культуры Великого народа.

Литература
     1. Ильин И.А. Духовный смысл войны. Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 9-10. М. 1999.
     2. Ильин И.А. Государственный смысл Белой Армии. Там же.
     3. Ильин И.А. «Белая идея». Там же.
     4. Ильин И.А. «Ушедшим победителям». Там же.
     5. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. М., 2006.
     6. Материалы конференции «Наши задачи» Ивана Ильина и …наши задачи». М., 1995.
     7. Нарочницкая Н.А. «За что и с кем мы воевали?» М., 2005.
     8. Льюис К.С. Хроники Нарнии. М., 1993.
     9. Проект Россия. М.: Эксмо, 2007.
     10. Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева Собрание сочинений в 10-ти т. Том 9-10. М., 1999.

По материалам
журнала «Вопросы культурологии»

Rambler's Top100
НОВОСТИ
13.11.13
4-й номер за 2013 год читать на нашем сайте

18.07.13
Новый, 3-й номер за 2013 год на нашем сайте

06.05.13
Читайте № 1-2 за 2013 год

27.02.13
6-й номер журнала вышел в сеть

30.12.12
5-й номер журнала читайте в онлайн

11.10.12
4-й номер журнала читайте на нашем сайте

24.09.12
«Возвращение русского консерватизма»: презентация новой книги

20.07.12
3-й номер журнала читайте на нашем сайте

06.05.12
Второй номер журнала читайте на нашем сайте

01.03.12
Внимание. 2012 год. 1-й номер на сайте. Читайте

11.01.12
Читайте 6-й номер на сайте журнала

11.12.11
5-й номер журнала — на сайте

18.10.11
№ 4-2011 читайте на сайте журнала

23.08.11
Обновление рубрик

08.07.11
№ 3 за 2011 год читайте на сайте журнала

11.05.11
№ 2 за 2011 год читайте на сайте журнала

20.03.11
№ 1 за 2011 год читайте на сайте журнала

19.01.11
№ 6 за 2010 год читайте на сайте журнала

28.11.10
№ 4-5/2010 на сайте

24.07.10
Третий номер за 2010 год — уже доступен

27.04.10
Институт национальной стратегии реформ искренне поздравляет Сергея Николаевича Бабурина с получением почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",

10.03.10
Первый номер за 2010 год читайте на страницах сайта

31.01.10
Шестой номер за 2009 год — на сайте

16.12.09
Новый № 5 за 2009 г. выложен на сайт

25.10.09
Новый № 4 за 2009 г. выложен на сайт

03.08.09
Новый № 3 за 2009 г. выложен на сайт

06.05.09
Новый № 2 за 2009 г. выложен на сайт

26.02.09
Новый № 1 за 2009 г. выложен на сайт

04.02.09
Новый № 6 за 2008 г. выложен на сайт

27.01.09
Новый № 5 за 2008 г. выложен на сайт

24.12.08
Новый № 4 за 2008 г. выложен на сайт

18.11.08
Новый № 3 за 2008 г. выложен на сайт

17.11.08
Интернет-сайт журнала «Национальные интересы» возобновляет свою работу

27.05.08
Новый № 2 за 2008 год выложен на сайт

16.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Народ – против игорной зоны»

15.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «Георгиевская лента» в Закарпатье

09.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «В каждом окне российский флаг»

03.05.08
В Гостевой книге читайте выступление постоянного представителя Республики Беларусь в Женеве С. Алейника, посвященное проблемам международной безопасности

03.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Без пиетета»

30.04.08
В рубрике «Копилка» помещена аналитическая записка проф. И. Понкина

25.04.08
В Гостевой книге читайте Комментарий МИД России о Черноморском флоте

23.04.08
Национальные интересы — в регионы!

06.04.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Злые заметки»

04.04.08
В Гостевой книге читайте также интервью с А. Труде, автором книги «Геополитика Сербии»

04.04.08
В Гостевой книге читайте ответы Епископа Рашско-Призренского Артемия газете «Глас Јавности» о перспективах отношений Сербии и Евросоюза

31.03.08
Постсоветское пространство: реалии и перспективы

29.03.08
В Гостевой книге читайте требование «Донбасской Руси» вывести украинских солдат из Косово

26.03.08
В Гостевой книге читайте ответ пресс-секретаря МИД Беларуси по поводу заявления Госдепартамента США

24.03.08
Пребывание С. Коэна и К. ванден Хейвел в Москве

22.03.08
В Гостевой книге читайте Воззвание Русского Содружества о защите Отечественной истории

21.03.08
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ. Вручение известному американскому ученому и публицисту Стивену Коэну мантии и диплома Почетного профессора РГТЭУ

Rambler's Top100 Журнал Москва ПНВ Народная Воля Правая.ру Интернет-магазин Политкнига
© Все права защищены "Институт национальной стратегии реформ"