Главная Связаться с нами Карта сайта
Главная страница Главная страница
Главная страница О журнале
Главная страница Архив
Главная страница Последний номер
Главная страница Новости
Главная страница Подписка
Главная страница Угол зрения
Главная страница Резонанс
Главная страница Калейдоскоп
Главная страница Культурный фронт
Главная страница Гостевая книга
Главная страница Авторы
Главная страница Контакты
Главная страница РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Главная страница Копилка
Главная страница Реклама
Институт национальной стратегии реформ Институт национальной стратегии реформ
Об институте
Деятельность института
Материалы «круглых столов» и семинаров
ТРИБУНА
ТРИБУНА — КУЛЬТУРА
ТРИБУНА — ИСТОРИЯ
Главная страница
Главная страница » Архив » 2005 » № 3 » Книжная полка » Война. Гуманитарный фронт. Кондакова Н.И.,...
Авторы: Горелов Олег Игнатьевич
Назаров А.Д.

Война. Гуманитарный фронт  

Кондакова Н.И., Куманев Г.А. Ученые-гуманитарии в годы Великой Отечественной войны: Документы. Материалы. Комментарии. М.: Светотон, 2004. 320 с.

   Шестьдесят лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но общественный и читательский интерес к теме войны не ослабевает. Опросы, проведенные Социологическим центром РАГС в последние годы, показывают, что именно период войны вызывает стабильное читательское внимание. И это весьма позитивно, ибо негативная тенденция последних полутора десятилетий обливания грязью собственной истории вымывает информационно-культурные основы патриотического воспитания, без чего не может формироваться духовно здоровое общество. Весьма позитивна и целенаправленная государственная деятельность по патриотическому воспитанию, в частности принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2001–2005 годы».
   Именно в рамках указанной Государственной программы вышла книга профессора РАГС
Н.И. Кондаковой и руководителя Центра военной истории ИРИ РАН Г.А.Куманева «Ученые-гуманитарии в годы Великой Отечественной войны. Документы. Материалы. Комментарии». Можно сказать, что данная книга — серьезная лепта ученых РАГС в празднование 60-летия Победы. Она не останется незамеченной в ряду новейшей литературы о Великой Отечественной войне.
   Значимость данной книги в том, что литература о войне преимущественно фокусировалась всегда на собственно военной истории. Тема подвига и героизма, соответственно, подразумевала деятельность на фронтах — военном и трудовом. Труд ученых, особенно гуманитариев, никогда достойно не пропагандировался, не афишировался. Тем более этот труд не преподносился в ореоле нравственного подвига, реального противостояния с врагом на фронте идеологическом.
   Простой пример — судьба генерала Карбышева. Широко известна судьба этого генерала, военного историка, специалиста по военно-инженерному искусству, отказавшегося работать на гитлеровцев и замерзшего в глыбе льда. Менее известно другое — на что склоняли Карбышева гитлеровцы? Речь шла о том, что Карбышеву предлагалось возглавить так называемый «Исторический кабинет» — группу советских пленных, военных-интеллектуалов, которые должны были в выгодном фашистской Германии свете интерпретировать и освещать историю СССР…
   Книга включает в себя введение («От авторов»), два раздела и заключение. Текст и документы дополняют иллюстрации. Раздел 1 «Ученые на фронте и в тылу» (из пяти параграфов) повествует о роли и значении научно-исследовательской, учебно-педагогической деятельности обществоведов, а также об идеолого-политической и просветительской работе ученых. Наконец, особый параграф посвящен непосредственному участию этих ученых в боевых действиях на фронте, в партизанских отрядах. Такое повествование создает обобщающую картину подвига ученых-обществоведов в военное лихолетье.
   Книга богата фактическим материалом. Он почерпнут из архивов центра и регионов России. Особенно интересен материал, найденный авторами в фондах архива Российской академии наук. Читатель получит возможность впервые ознакомиться с текстами общих отчетов гуманитарных отделений Академии наук СССР за 1943–1945 годы. Эти документы, имевшие до недавнего времени ограниченный гриф, содержат уникальные итоговые сведения об исследовательской и патриотической деятельности творческих коллективов, входивших в состав Академии. Ценные сведения содержат отчеты институтов, расположенных в разных концах страны: от Ленинграда до Тихого океана. Приведено также немало директивных материалов, относящихся к теме. Документальные материалы сгруппированы по годам и могут быть с успехом использованы при написании новых трудов и в преподавательской практике. Такое расположение документальных источников позволяет воспринимать их в комплексе, в развитии, в связи с потребностями освещения специфики конкретно-исторической обстановки, хода Великой Отечественной войны, обеспечивая достоверность описанных процессов, событий, фактов и общих выводов.
   Анализируя в духе современных подходов и на убедительном богатейшем фактическом материале место и масштабы деятельности ученых-гуманитариев, авторы показывают органическую, глубокую связь творческой деятельности ученых Академии и высших учебных заведений. В современных условиях, когда Президент России, ее Правительство ожидают от науки активного участия в реализации государственной программы патриотического воспитания граждан, создана возможность изучить и творчески использовать многогранный отечественный опыт такой работы в чрезвычайных условиях войны.
   Принципиальное значение имеет показ в книге того, как в тяжелейших материально-бытовых и психологических условиях кровопролитной войны историки, философы, экономисты, правоведы и другие гуманитарии сумели сконцентрировать интеллектуальный и финансовый ресурс на исследовании актуальнейших вопросов того времени. У историков — это происхождение, сущность и типы войн, особенности Великой Отечественной войны, способность российского (советского) государства выстоять перед лицом опаснейших завоевателей, славяноведение, источники силы СССР в этой войне и другие. У экономистов среди актуальнейших тем были законы экономического развития государства, вопросы народнохозяйственного планирования, территориальное размещение производительных сил, особенности развития экономики в чрезвычайных условиях и т.д. У философов велись разработки проблем социально-политического единства общества и морального фактора войны, проблем отечественной (русской) философии, критики человеконенавистнической философии и идеологии нацизма и т.д. Правоведы трудились над путями укрепления социалистической государственности и его законности, злободневными вопросами военно-судебного, уголовного и гражданского права, а также международной уголовной ответственности военных преступников. Красной нитью в работе всех обществоведов проходила оборонная тематика, что убедительно подтверждается всеми документами и материалами 2-го раздела книги. К примеру, ученым-патриотам — международникам и историкам В.М. Хвостову, И.А. Майскому и другим понадобилось немалое для того сурового времени гражданское мужество, чтобы перед ЦК ВКП (б), Правительством и народом СССР высказать утверждение: формационные (классовые) различия между государствами не должны быть помехой для укрепления антигитлеровской коалиции. Этот голос науки был услышан, оценен партийно-государственным руководством и подкрепил их в выработке соответствующей государственной международной политики.
   При этом авторы на примерах показали всю сложность и драматичность положения ряда ученых-обществоведов, пытавшихся поставить принципиально новые научные проблемы и иногда встречавших со стороны партийных органов и руководителей научных структур беспощадный запрет. Неприятие плюрализма, свободы мнений было фактическим принципом, идеологической нормой отношения к гуманитарным наукам, к идеологической и воспитательной работе в годы Великой Отечественной войны. Власти считали, что плюрализм мешал социально-политическому и идейному единству общества, а значит, ослаблял его перед лицом завоевателей в чрезвычайных условиях.
   На интересном и достоверном фактическом материале авторы показали, как ученые, педагоги выполняли незаменимую роль в борьбе мировоззрений, на идеологическом фронте, в информационной войне против сильного и опасного противника, каким была фашистская Германия.
   В частности, большие творческие усилия потребовались от ученых для выработки содержания контрпропаганды на войска противника и население зарубежных стран. Вот где особенно были востребованы маститые ученые, к тому же в совершенстве владеющие иностранными языками. В книге приведены интереснейшие цифры о размахе контрпропаганды, яркие примеры участия в ней ученых-политологов из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Хабаровска и других центров.
   Многие научные труды военных лет были глубокими, вескими по содержанию и аргументированными, лаконичными. Они издавались в исключительно короткие, по меркам того времени, сроки и оперативно распространялись государственными структурами по всей стране.
   Большой по объему и очень важной по смыслу была политическая и воспитательная работа ученых-гуманитариев.
   Во-первых, выступая с учебными лекциями перед многими тысячами студентов и аспирантов всех высших учебных заведений (будущими специалистами всех сфер образования, экономики, культуры, военной сферы), ученые формировали патриотическое сознание через этих молодых специалистов-руководителей у еще большей аудитории.
   Во-вторых, обществоведы были призваны вести научно-пропагандистскую работу с преподавателями всех наук высших учебных заведений в идеологически заданном коммунистической партией направлении.
   В-третьих, в книге на ярких примерах показан размах просветительской работы патриотов-обществоведов на передовых позициях фронта среди солдат и офицеров, а также по радио перед всей страной, посредством лекций и бесед на заводах, фабриках, стройках, в партийных, профсоюзных и комсомольских организациях, в других коллективах.
   Светлые головы ученых понадобились и для участия в работе различных государственных структур военного времени: Госплана СССР, Центрального комитета ВКП(б), различных экспертных советов и комитетов, в редакциях общественно-политических и теоретических журналов, на высокой дипломатической работе и, конечно в системе Главного политического управления Красной Армии и Военно-Морского Флота.
   Авторы показывают, как фактически все видные ученые-гуманитарии, наряду с научными изысканиями по линии Академии наук СССР, трудились на преподавательской работе в самых авторитетных вузах того времени: в университетах, ВПШ при ЦК ВКП(б), военных учебных заведениях, а также на регулярно проводимых ЦК ВКП(б) всесоюзных курсах пропагандистов и агитаторов. Тем самым ученые заметно укрепляли преподавательский состав страны и поднимали качество обучения кадров до требовавшегося уровня.
   Можно по-разному относиться к формационным особенностям содержания и преподавания общественных наук 1940-х годов, которое с тех пор значительно изменилось в ходе истории, радикальных реформ, однако показанный авторами социальный портрет ученых периода Великой Отечественной войны достоверен и объясним. Состоятельность, большая роль ученых-гуманитариев военных лет видна и по повышению международного авторитета советской науки в годы войны, показанного в книге на конкретных цифрах и примерах.
   Лучшие из ученых характеризовались любовью к Отечеству, высокой исследовательской культурой, самоотверженным трудом по завоеванию Великой Победы. Свою состоятельность это поколение ученых доказало и тем, что тысячи их учеников героически отстаивали Отечество в боях, плодотворно трудились и трудятся в науке, в сферах управления, культуры, экономики до настоящего времени. И отторжение таких соотечественников от исследовательской и иной деятельности по политическому признаку дорого бы обошлось потомкам, государству.
   Конечно, не все научные выводы и утверждения гуманитариев 1940-х годов, явившихся продуктом своего времени, сохранили свою актуальность. Но готовность и умение таких патриотов, их ведущая духовная роль в защите Отечества могли бы быть активнее востребованы в настоящее время. К подобной гражданской миссии целесообразно готовить также их учеников-студентов, аспирантов.
   Самостоятельную научную ценность представляют иллюстративные материалы, редкие фотоснимки академиков, членов-корреспондентов, профессоров 1940-х годов. Среди них Б.А. Греков,
Н.С. Державин, К.В. Островитянов, С.Г. Струмилин, Н.М. Дружинин, A.M. Панкратова, М.Т. Иовчук, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и другие. Большинство снимков впервые введено авторами в научный оборот.
   Наше время характеризуется рядом особенностей, влияющих на социальное место и роль интеллигенции, в частности гуманитарной. Прежде всего это непомерное для цивилизованного мира социальное расслоение общества, в том числе и по ценностным ориентирам; это фактический отказ в течение длительного времени от признания роли гуманитарных наук в развитии общества (как якобы нерациональных). Это коммерциализация гуманитарных наук, духовной и интеллектуальной жизни; наконец, отказ от старой системы нравственного, трудового, патриотического воспитания граждан как недемократичной, а поэтому — якобы ненужной; и отсутствие (до начала XXI века) новой системы такого воспитания, что нанесло большой ущерб формированию духовных ценностей поколения.
   С постепенным возрождением в усовершенствованном виде такой системы государство все активнее востребует интеллектуальный капитал ученых. Обществоведы могли бы использовать свои знания и духовное богатство при выработке базовых ценностных ориентиров, на которых можно было бы сплачивать народ в обеспечении прогресса и процветания России, улучшении качества жизни граждан, в укреплении готовности и способности их к защите Отечества. В обеспечении образовательных стандартов, единства образовательного, культурного, информационного и экономического пространств место и роль гуманитарных наук трудно переоценить. Их роль незаменима и в осмыслении и развитии процессов глобализации и выработки оптимального вектора России в планетарном масштабе.
   В целом книга Н.И. Кондаковой и Г.А. Куманева, написанная с современных позиций, объективно и убедительно, сослужит хорошую службу в осмыслении места и роли гуманитарных наук в современном обществе, гражданском и духовном развитии народа, в патриотическом воспитании новых поколений.

О.И. Горелов, к. ист. н.,
А.Д. Назаров, д. ист. н
.

Rambler's Top100
НОВОСТИ
13.11.13
4-й номер за 2013 год читать на нашем сайте

18.07.13
Новый, 3-й номер за 2013 год на нашем сайте

06.05.13
Читайте № 1-2 за 2013 год

27.02.13
6-й номер журнала вышел в сеть

30.12.12
5-й номер журнала читайте в онлайн

11.10.12
4-й номер журнала читайте на нашем сайте

24.09.12
«Возвращение русского консерватизма»: презентация новой книги

20.07.12
3-й номер журнала читайте на нашем сайте

06.05.12
Второй номер журнала читайте на нашем сайте

01.03.12
Внимание. 2012 год. 1-й номер на сайте. Читайте

11.01.12
Читайте 6-й номер на сайте журнала

11.12.11
5-й номер журнала — на сайте

18.10.11
№ 4-2011 читайте на сайте журнала

23.08.11
Обновление рубрик

08.07.11
№ 3 за 2011 год читайте на сайте журнала

11.05.11
№ 2 за 2011 год читайте на сайте журнала

20.03.11
№ 1 за 2011 год читайте на сайте журнала

19.01.11
№ 6 за 2010 год читайте на сайте журнала

28.11.10
№ 4-5/2010 на сайте

24.07.10
Третий номер за 2010 год — уже доступен

27.04.10
Институт национальной стратегии реформ искренне поздравляет Сергея Николаевича Бабурина с получением почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",

10.03.10
Первый номер за 2010 год читайте на страницах сайта

31.01.10
Шестой номер за 2009 год — на сайте

16.12.09
Новый № 5 за 2009 г. выложен на сайт

25.10.09
Новый № 4 за 2009 г. выложен на сайт

03.08.09
Новый № 3 за 2009 г. выложен на сайт

06.05.09
Новый № 2 за 2009 г. выложен на сайт

26.02.09
Новый № 1 за 2009 г. выложен на сайт

04.02.09
Новый № 6 за 2008 г. выложен на сайт

27.01.09
Новый № 5 за 2008 г. выложен на сайт

24.12.08
Новый № 4 за 2008 г. выложен на сайт

18.11.08
Новый № 3 за 2008 г. выложен на сайт

17.11.08
Интернет-сайт журнала «Национальные интересы» возобновляет свою работу

27.05.08
Новый № 2 за 2008 год выложен на сайт

16.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Народ – против игорной зоны»

15.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «Георгиевская лента» в Закарпатье

09.05.08
В Гостевой книге читайте информацию об акции «В каждом окне российский флаг»

03.05.08
В Гостевой книге читайте выступление постоянного представителя Республики Беларусь в Женеве С. Алейника, посвященное проблемам международной безопасности

03.05.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Без пиетета»

30.04.08
В рубрике «Копилка» помещена аналитическая записка проф. И. Понкина

25.04.08
В Гостевой книге читайте Комментарий МИД России о Черноморском флоте

23.04.08
Национальные интересы — в регионы!

06.04.08
УГОЛ ЗРЕНИЯ: Очередная статья раздела «Злые заметки»

04.04.08
В Гостевой книге читайте также интервью с А. Труде, автором книги «Геополитика Сербии»

04.04.08
В Гостевой книге читайте ответы Епископа Рашско-Призренского Артемия газете «Глас Јавности» о перспективах отношений Сербии и Евросоюза

31.03.08
Постсоветское пространство: реалии и перспективы

29.03.08
В Гостевой книге читайте требование «Донбасской Руси» вывести украинских солдат из Косово

26.03.08
В Гостевой книге читайте ответ пресс-секретаря МИД Беларуси по поводу заявления Госдепартамента США

24.03.08
Пребывание С. Коэна и К. ванден Хейвел в Москве

22.03.08
В Гостевой книге читайте Воззвание Русского Содружества о защите Отечественной истории

21.03.08
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ. Вручение известному американскому ученому и публицисту Стивену Коэну мантии и диплома Почетного профессора РГТЭУ

Rambler's Top100 Журнал Москва ПНВ Народная Воля Правая.ру Интернет-магазин Политкнига
© Все права защищены "Институт национальной стратегии реформ"